Поиск в Google !

Поиск в Google !

суббота, 15 декабря 2012 г.

БНФ - Здоровый, конструктивный национализм

Если Вы – порядочный белорус и не можете уложить своего ребенка спать – расскажите ему страшную сказку о националистах. Большая часть белорусских пенсионеров готова проголосовать за кого или что угодно, готова отказаться от пенсии, готова переехать обратно в деревню, а если уже в деревне, пойти жить в землянки только ради двух причин – недопущения войны и недопущения националистов к власти. А если рядовой гражданин слышит слова Львов, или чего хуже, Степан Бандера, он теряет сон дня на три. И как-то не очень много людей хотят разобраться в том, что же действительно стоит за этим словом, чего хотят белорусские националисты, которые стесняются назваться таковыми, а в народе именуются презрительно – «бэнээфауцы какия та». 
Так что ж это за страшный фрукт, которого так все боятся? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, сразу стоит дать ему определение. Национализм – это, ни больше ни меньше, идеология. Идеологии вообще бывают разные, но общее в них уж точно одно – они скучные. Не очень много людей желает сидеть и долго разбираться в плюсах и минусах, в похожем и не очень, в видах и типах идеологических течений. Поэтому, чтобы избежать скуки, глобально можно поделить национализм на два больших вида по предмету гордости: этнический национализм и государственный или политический национализм. По отношению же к обществу национализм можно опять же разделить на умеренный или конструктивный, и агрессивный или деструктивный. Конечно же все страшилки, характерные для белорусского общества, относятся к национализму деструктивному, а точнее к маленькой его части – языковому вопросу. Белорусы боятся, что новая власть посчитает их русскими, и соответственно попросит на выход. И тут поди докажи, что ты не русский – ведь "мовы" ты не знаешь, истории не помнишь, да и не интересна тебе она, культуру своей страны тоже путаешь с русской культурой, да и вообще – может и права будет эта новая власть. Но все таки, раз уж агрессивный национализм – вещь преступная, то и говорить о нём тут не за чем. А вот о национализме умеренном, признанном ООН, можно и поговорить, будь он хоть этническим, хоть политическим. 
Заглянув в любые справочники и википедии, любой человек может убедиться в том, что оказывается умеренный национализм не так уж и плох, что все международные институты построены на признании прав любой нации на самоопределение и на построение своего национального государства, что на этом базируется любая западная демократия. Что в справочниках рядом со словом национализм стоят такие сочетания слов, как «нация как высшая ценность», «национальное государство», «национальная консолидация», «высшее право наций на создание государства», «единение народа на основе национальных интересов», «независимость» и еще много чего, что с экрана телевизора говорит действующая власть и что из Интернета вещает оппозиция. 
Да и умеренный этнонационализм не несет в себе ничего, кроме уважения к культуре этноса, лежащего в основе зарождения любой нации, к изучению и распространению национальной истории, языка – и все это не радикальными и признанными всем цивилизованным миром способами. 
Присутствие национальных идей в любом государстве неотъемлемо и ведет только к развитию и прогрессу общества, а так же к сохранению и приумножению памяти о том, кто и зачем мы есть. И это не значит, что этносы и национальные меньшинства автоматически становятся изгоями. Этнический национализм должен быть всего лишь частью национализма политического или государственного. Для сохранения мира и баланса в любой стране политический строй должен допускать как этнический национализм титульного этноса, так и любого национального меньшинства. Эти права вполне могут регулироваться международными отношениями. На этом принципе построены США, Европейский союз. На этом принципе существовало Великое княжество литовское, русское и жамойтское, где удачно сосуществовали предки белорусов , литовцев, украинцев, евреев, русских и татар. И каждый этнос имел право на религиозные образования, на традиции и культуру. А вместе, в широком смысле, все они назывались литвинами. Тут конечно же не стоит путать с национализмом то, что называется национализмом русским, а на деле является обычными имперскими замашками. Национализм не ставит целью объединить несколько наций в одном государстве, и национализм уважает право наций на самоопределение. Если конечно он конструктивный, умеренный. 
Национальная идея является одной из основных при создании любым государством своей экономики. Это сквозит даже в речах нынешнего президента страны, который является постоянным соперником националистов. Но при этом он же пытается раскрутить бренд «Зроблена ў Беларусі», он говорит о красивых белорусских предприятиях, он пытается сплотить народ, используя национальные экономические символы: Белаз, Маз, качество уборки улиц и многое другое. 
Национальная идея и здоровый, конструктивный национализм – это путь консолидации нации. Если национальные меньшинства страны и титульный этнос исповедуют умеренные национальные идеи, они не перейдут на путь войны. Это скорее путь изучения друг друга. Любой адекватный националист не станет искать в своем этносе черты, лучшие, чем они есть в другом, или наоборот. Сосуществование многоэтнических наций - вопрос уважения одними мнения других и не более. Национализм – это недопущение революций на основе классовой борьбы. Национальная идея требует от каждого члена общества максимального вклада в успешное существование нации, и неважно, пролетарий вы или селянин, ваша национальная принадлежность выше, чем классовые разборки. Национальная идея – путь к сохранению народа, она ставит целью всеобщее образование и доступную медицину, потому что это пути сохранения и будущих успехов нации. 
Почему же у нас не работает национальная идея? Да потому, что нельзя одним глазом полноценно смотреть на мир, одной ногой устойчиво стоять на земле и одной рукой лепить снежки. Сегодняшняя власть, возможно сама того не понимая, частично стоит на идеях политического национализма. Это бывает очень редко, но бывает. 
Но вычеркнув из сознания народа этническую гордость, любой лидер будет наступать на свои же грабли – сначала говорить, что мы как соседи, а потом доказывать, что это не так. Этнос – это путь создания нации, её базовый элемент. Если этнос лишить осознания этих вещей, стереть из памяти все причины для гордости, подменить понятия, сделав белое чёрным, то вряд ли будет построена здоровая нация. В Беларуси это сделано с белорусским этносом, но и другие этнические группы нашей страны не застрахованы от такой же участи. 
Стоит ли белорусам бояться национальных идей? Не стоит. Национальные идеи – залог развития страны с какой-то целью. Их отсутствие – это пустое стояние на месте, которое у нас называется стабильностью. 
В одной из интернет статей я подсмотрел такое утверждение – человек, который существует просто ради еды, ничем не отличается от животного, только для еды нужно не охотиться, а зарабатывать деньги. Только культура, наука, развитие социальных инструментов, а как следствие – историческая память всего этого, делает человека человеком. Только национальная идея объединяет людей в сообщества, которые общим трудом идут к цели и которые существуют как независимые нации. И только национальные идеи помогают человеку стать бессмертным, оставшись в памяти своих потомков.
                                                                                                              Крук Вадим 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Яндекс.Метрика